С 2019 года в силу вступило решение о повышении НДС с 18 до 20%. Бизнесмены, которые работают с онлайн-кассами настраивают приборы на новую ставку, вызывают специалистов.
По закону «О применении контрольно-кассовой техники» (ФЗ-54), бизнес в России должен функционировать с онлайн-кассами, зарегистрированными в налоговой службе. В 2017 году была проведена реформа, когда в онлайн систему перешли 1,5 миллиона магазинов розничной торговли, а до июля нынешнего года еще 1 миллион предпринимателей. Новая волна реформы коснется бизнесов, не связанных со сферой услуг.
Вторая волна реформы прошла намного спокойнее, чем первая, но все-таки бизнесмены откладывали на последний момент установку онлайн-касс.
Первыми стали подключаться магазины, которые находятся у дома (это около 50%), реже кафе, рестораны, столовые. Для них были приспособлены специальные устройства с большим экраном. В основном, это было сделано бизнесменами, которые не хотели зависеть от кого-либо. Организации сферы услуг еще не перешли на онлайн-кассы.
Люди не доверяют автоматизации. Часто рядом с смарт-терминалами, куда можно устанавливать любые сервисы по автоматизации, лежат счеты, калькуляторы, тетради. Некоторые боятся, что государство будет пристально следить, что же происходит с их бизнесом. Но обратного пути нет, государство заставляет выходить из тени.
Лишь часть бизнесменов осознано выбирает онлайн-кассы, другие же предпочитают думать, что соблюдать закон нужно, но делать это можно дешево, не задумываясь о завтрашнем дне. К примеру, бизнесмен покупает недорогую автономную кассу, где есть обычный сканер, считывающий штрихкод. И если этот магазин осуществляет продажу сигарет, то после марта 2019 года, когда их нельзя будет продавать через обычную кассу, ведь будет нужен 2D-сканер, предпринимателю нужно будет приобретать новый аппарат. Выходит, что бизнесмен потратит зря некую сумму денег. А смарт-терминалы можно обновлять дистанционно.
Еще одна проблема бизнесменов в том, что они не понимают ценность онлайн-систем, просто соблюдая правила. Существует закон «О защите прав потребителя», по которому клиенты могу потребовать продавца не печатать им чек, а просто выслать в СМС-сообщении. И это очень удобно, потому что при наличии номеров телефонов и электронных адресов можно клиентов можно сегментировать, а после запускать рассылки.
С точки зрения маркетинга это очень большие возможности. При пользовании myTarget от Mail.Ru система может находить около 70% пользователей, которым можно отправлять рассылки, рассказываю об акциях или скидках компании.
Специалисты Центра продажи бизнеса считают, что наличные деньги не исчезнут в ближайшем будущем, но через пару лет 55% платежей будут электронными. Сейчас это 25-30%. В России введение онлайн-касс будет способствовать развитию сервисов, с помощью которых регулировать бизнес-процессы будет проще.