Санкт-Петербург и Лен. область
Выберите регион

Продажа и аренда готового бизнеса, недвижимости в Санкт-Петербурге.

Подбор бизнеса

(краткая форма)

Цена:

От:

До:

руб.

Продажа бизнеса

Аренда Автостоянка, Участок под Автостоянку в Санкт-Петербурге


Как оформить договор аренды на земельный участок с государством

Здравствуйте.

Мы «Центр Продажи Бизнеса», команда бизнес-брокеров. Мы помогаем нашим клиентам купить, продать, или сдать в аренду бизнес. Мы решаем задачи, которые возникают в процессе: восстанавливаем бухгалтерский учет, арендуем помещения, пишем бизнес-планы, выполняем оценку стоимости.

В статье расскажем, как взять и оформить аренду на нужный участок земли у государства.

Узнаем, кому принадлежит участок

Чтобы узнать владельца, нам нужен кадастровый номер и информация по нему. Чтобы получить кадастровый номер – вводим в поисковиках «Публичная кадастровая карта», переходим на сайт Росреестра и по замечательной интерактивной карте ищем нужный участок. Если находим – записываем кадастровый номер, на сайте Росреестра заходим в «Сервисы», в «Справочную информацию по объектам недвижимости в режиме online», вводим данные.

На кадастровой карте нажатие по участку может выдать «Ничего не найдено». Это возможно в двух случаях: или участок «бесхозный», или карту для данного участка еще не обновили. Чтобы проверить оба предположения, узнаем почтовый адрес участка. Для этого находим координаты участка и используем сервисы, где их увязывают с почтовыми адресами.

Координаты ищем через онлайн-карты Гугла или Яндекса. В гугловских картах тыкаем в нужный участок правой кнопкой мыши, выбираем «Что там?», копируем координаты. В Яндекс-Картах и того проще – кликаем по карте и сразу получаем координаты.

С координатами идем на сервисы с привязкой API почтовых адресов, вроде Geonames Org. Вбиваем координаты – получаем почтовый индекс и адрес. С ним возвращаемся в «Сервисы» сайта Росреестра, получаем нужные нам данные.

Также кадастровый номер и информацию по участку всегда можно «сразу» заказать у Росреестра, прямо с главной страницы сайта. Услуга не бесплатная – выписка стоит 150 рублей, оформляют её до четырех-пяти рабочих дней. На онлайн-поиск по карте уйдет от силы час-два рабочего времени.

И всегда можно посетить чиновников с личным визитом, зайти в муниципальный департамент. Обычно департаменты называют департаментами имущественных отношений, но бывают вариации. В Архангельске это департамент муниципального имущества, в Новосибирске департамент земельных и имущественных отношений, в Петербурге – комитет по управлению городским имуществом.

Внутри департамента, в регистратуре и её аналогах, расскажите, что хотите взять в аренду участок. Скорее всего, в первый, да и во второй раз результата вы не добьетесь. Нужного чиновника не будет на месте, зайдете в не приемный день. Но позже, когда снизойдут, вы получите достоверную информацию по владельцам участков. Давно пустующие земельные участки даже сами предложат.

Также узнайте категорию земли. Категорий по седьмой статье Земельного Кодекса семь, у каждой строгое назначение. Под автостоянку можно арендовать участок с назначением для промышленности, транспорта и энергетики, под теплицы можно взять только земли сельскохозяйственного назначения.

Категорию земли узнаем, оформив выписку из реестра, ЕГРП. Или на сайте Росреестра, или в местном департаменте, за 150 рублей. Если категория не подходит – или ищем следующий участок, или покупаем этот, а потом предпринимаем действия, чтобы категорию сменить.

Ниже мы опишем, как арендовать участок, который уже поставлен в кадастровый реестр и «принадлежит» государству. Как оформить договор аренды с частником, как получить права на бесхозный участок, поставить его на учет в кадастровый реестр – расскажем в следующих статьях. О том, как изменить категорию земли, мы также напишем отдельно.

Оформляем аренду у государства. Собираем документы, пишем заявление

Общение с государством начинаем с заявления – идем и составляем заявление в департаменте по имущественным вопросам.

Снова обращаемся в регистратуру или к информационному терминалу, указываем цель визита. Идем в кабинет, на который укажут, и получаем заявление, о желании арендовать землю.

Перед посещением департамента желательно проконсультироваться с юристом по земельным вопросам. Заявления на аренду участка пишут «птичьим» канцелярским языком. Если его не знать, писать «по-человечески», нормальным русским литературным – заявление могут завернуть.

Чтобы в департаменте написать заявление «сразу», берем с собой:

  • Паспорт
  • ИНН
  • Учредительные документы
  • Выписку из ЕГРП (она уже должна быть при нас, в ней мы узнавали категорию земли)

Дополнительно делаем по две копии, на каждый документ.

Образец заявления предоставят в департаменте. Быть может, смилостивятся и помогут написать.

Заявление надо писать «хорошо» с первого раза. Его не всегда рассматривают в день обращения, извещение об отказе могут прислать на электронную почту, могут на обычную. Или опубликуют на сайте департамента, причем в разделах, которые сложно найти. Чтобы не ждать лишнее время – пишем хорошо «сразу», экономим себе время. В заявлении пишем:

  • Местоположение земельного участка, адрес
  • Обоснование размера земельного участка. Этот пункт редко кому удается «сделать» с первого раза: в некоторых департаментах приветствуют краткость, в других любят побольше канцелярита. Для чего и советовали консультацию юриста по земельным вопросам: у них есть опыт, как надо писать. Используйте его и пробуйте «до победного», пока не примут
  • Название бизнеса, который построите-разместите на участке и «назначение». Пишем, что будем продавать и какие услуги оказывать.
  • Право, которое хотим на участок. В нашем случае – аренду. Банально, но если не прописать отдельно, заявление могут вернуть.

Оформляем аренду у государства. Если заявление не примут

Если заявление не примут – вас известят об отказе. Если не указан мотив отказа – идем в департамент и пишем в заявлении, по предоставленному образцу, что требуете указать, почему отказали. Причин для отказа не так много. Чаще всего используют две: участок изъяли из оборота, занесли в список резерва для городских или государственных нужд. С ними бороться сложно.

С остальными, более «туманными» причинами, особенно без ссылок на статьи Земельного кодекса, идем на поклон к юристу по земельным вопросам. Вы в полном праве обратиться в суд, если почитали отказ необоснованным. Но чтобы отстоять своё право на землю, понадобятся знания и навыки профессионального юриста.

Оформляем аренду у государства. «Выкупаем» договор аренды на торгах

Если примут. Департамент предложит два способа оформить договор аренды. Первый – поучаствовать в аукционе на землю, прошедшую кадастр. Нужный вам участок будет в списке выставленных на аукцион. О времени, условиях, порядке проведения аукциона рассказывают в органе, где будут проводить, публикуют в местной официальной газете или журнале, вывешивают информацию на сайте. От региона к региону условия, пусть в мелочах, но отличаются, поэтому ознакомьтесь с условиями внимательно и заранее.

Орган, в котором пройдет аукцион – это почти всегда не муниципальный департамент. В каком именно отделе администрации проведут аукцион, угадать сложно. И не нужно – узнаем в департаменте, где пройдут торги.

Стоимость договора аренды чиновники берут средней по рынку. У них, собственно, особо чётких критериев или регламентирующих документов нет. Есть постановление Правительства, за номером №582, но в нем только общие принципы, применительно к цене участка. Основное внимание – процентным ставкам в самом платеже. Стоимость которого зависит от цены участка, для которой есть только общие принципы. Замкнутый круг. На практике, как и было сказано, чиновники берут среднюю по рынку. Узнайте, сколько предлагают частники поблизости, найдите среднюю цену – и её, скорее всего, государство предложит по договору.

В орган, который проведет аукцион, идем с деньгами и подаем заявление на участие. Деньги нужны, чтобы оплатить залог участия и получить подтверждающую квитанцию.

На самом аукционе вы или посоревнуетесь с другими желающими на землю, или получите её в аренду по названной цене. Если победили, или противник не явился на ристалище – на месте проведения торгов с вами составят договор аренды муниципальной земли. С заключенным договором идем в муниципальный департамент, регистрируем аренду в Росреестре.

Оформляем аренду у государства. Заключаем прямой договор аренды

Второй способ арендовать землю – заключить договор аренды по согласованию, он же «прямой договор». Если администрация предложила его заключить, без аукциона – соглашаемся и ждем. От одного рабочего дня до двух недель. За это время администрация установит собственника участка, перепроверит категорию, чиновники департамента соберут подписи из контролирующих органов.

Если на каждом из этапов не было накладок – по договору примут положительное решение. Вас пригласят, почтой и телефоном, получить два акта. В акте на земельный участок его расположение и границы, во втором – согласования и подписи контролёров. Пригласят не обязательно в муниципальный департамент, могут пригласить в администрацию «вообще».

С полученными актами, основным и дополнительным, снова отправляемся в департамент, оформлять кадастр. Снова идем с деньгами – опять нужно будет подавать заявления и делать не бесплатные выписки. В каждом департаменте расценки и требования к внесению в кадастр свои, общие рекомендации для КУГИ Петербурга и управления муниципальной собственности Владивостока, увы, не дашь.

Оформив нужные бумаги, по рекомендациям чиновников, по утвержденным образцам, получив выписки, дополнительные согласования и план кадастра – возвращаемся в администрацию. Там получаем на руки постановление уполномоченного органа администрации о передаче земельного участка в аренду. Договор аренды.

Текст и условия в постановлении – не окончательные. Вы можете внести коррективы, уточнить вопросы, которые появились при прочтении. Даже изменить цену – торги в администрации случаются редко, но случаются.

Согласовали условия – подписываем договор. С ним, «в последний раз», идем в муниципальный департамент, регистрируем договор аренды в Росреестре.

Всё. Вы арендатор земли и можете ставить свой бизнес. Попутно вам нужно будет получить заключения, разрешения и лицензии от местных природных и водных департаментов, пожарной службы, Госсанэпиднадзора. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Памятка по оформлению договора аренды с государством

  1. Узнаем, кому принадлежит участок, узнаем кадастровый номер. Узнаем на сайте Россреестра, по интерактивной карте
  2. Оформляем выписку из ЕГРП
  3. Консультируемся с юристом по земельным вопросам
  4. Если участок принадлежит государству – идем в муниципальный департамент, составляем заявление на аренду. Берем с собой паспорт, ИНН, учредительные документы, выписку из ЕГРП, берем их копии.
  5. Если получили отказ – знакомимся с причинами. Если причины вызывают вопросы – подаем обжалование, с помощью юриста по земельным вопросам
  6. Если договор принят – участвуем в аукционе на земельные участки, выкупаем право договора, регистрируем договор в Росреестре
  7. Если предлагают прямой договор – оформляем в администрации и муниципальном департаменте необходимые документы, согласовываем текст и условия договора, заключаем, регистрируем в Росреестре
Почему у нас?
Именно мы ввели понятие бизнес-брокер на рынок Санкт-Петербурга
  • Более 5000
    совершенных сделок
  • Успешно работаем
    уже 13 лет
  • 27 000 реальных
    покупателей

С нами любая сделка - это всегда надежно.

Если Вы решились покупать бизнес или недвижимость не у нас, мы сможем провести
независимую оценку сделки, тем самым, уберегая Вас от покупки “кота в мешке”.

Действующий бизнес приносить прибыль с первого дня, а Ваши инвестиции
возвращаются в среднем от 6 до 12 мес.

Уже через несколько месяцев Вы вернете деньги и продолжите владеть бизнесом,
который приносит прибыль.

Мы гарантируем, что купленный через нас бизнес будет приносить доход.

Большинство брокерских компаний не могут это гарантировать, так как бизнесы,
купленные через них, не проходят многоступенчатую проверку.