Рынок по доставке продуктов и готовой еды активно развивается.
Активное формирование рынка по доставке еды в России приходится на 2000-е годы. Тогда самыми популярными были пиццерии и рестораны японской кухни. Заказы поступали через телефон. В Европе и Америке подобные сервисы работали еще с 1960-х годов. Сейчас же выбор того что и где заказать – огромен.
Очень долго пицца и суши были единственной едой, которую можно было заказать на дом. После того, как стали появляться онлайн-агрегаторы доставки, выбор значительно расширился.
Началось и развитие сервисов, которые осуществляют доставку по подписке. Доставляются либо готовые блюда, разложенные по порциям, либо продуктовые корзины, с пошаговыми рецептами, чтобы клиент мог приготовить сам.
Бум спроса на доставку еды по подписке приходится на 2017 год. В феврале 2018 года Михаил Перегудов, основатель "Партии еды", оценивал объем рынка доставки корзин с рецептами и продуктами в Москве и Петербурге в 2–3 млрд рублей, уточняя, что каждый год он вырастает вдвое. Тогда же основатель "ВкусНаДом" Кирилл Пастушин прогнозировал, что через 5 лет рынок может вырасти до 13,5 млрд рублей в год.
Новый виток развития — появление сервисов, совмещающих агрегацию и доставку. Один из самых быстро развивающихся сегодня сегментов — доставка продуктов из магазинов.
Рынок доставки еды в России во многом повторяет то, что происходит в Америке и Европе, но отстает на несколько лет, считает Родион Ерошек.
"Причина отставания — низкий уровень e–commerce, невысокий уровень доходов и другой менталитет. Еда вне дома все еще не стала привычным делом, восприятие еды из ресторана как чего–то дорогого и "не на каждый день" еще распространено", — убежден он. Данные сервиса Statista подтверждают его слова: всего 16,5% российских пользователей заказывают онлайн–доставку еды, тогда как в США охват 28,5%, а в Гонконге — 47,7%. По словам Сергея Полиссара, отставание составляет 2–3 года.
Чтобы соответствовать этим запросам, сервисы доставки будут использовать все возможные каналы для заказа. На российском рынке будут активно развиваться сервисы, интегрированные с интернетом вещей.
Эксперты пророчат появление все большего числа ресторанов без зала для посетителей (за рубежом для них есть термин dark kitchens), которые будут ориентированы только на доставку. В перспективе 10 лет нас ждет бум роботизации и цифровизации всего бизнеса доставки еды. Сейчас в мире активно развиваются сети вендинговых аппаратов самой разной направленности — и с готовой едой, и с ингредиентами.