Один и самых крупный ретейлеров России X5 Retail Group запускает онлайн-продажи продуктов питания в Санкт-Петебурге. Это идея уже была у «Азбуки вкуса», «О'кея», «Ашана». Но приобретение еды через интернет все еще не массовое явление. Статистика 2017 года говорит, что на них приходится всего 0,2% всего рынка.
«Перекресток» собирается изменить ситуацию, запустив модель dark store, которую уже протестировали в Москве.
Dark store в Санкт-Петербурге находится на проспекте Обуховской Обороны. Его площадь больше чем в обычном супермаркете в 6 раз. Магазин предназначен для формирования заказов через интернет, поэтому такое название. Но это не склад, товары там распложены штучно. Изначально такой формат был у британской компании Tesco в 2009 году.
Сумма средств, которую вложили в проект в Северной столице около 200 000 000 рублей. 150 000 000 рублей из них вложено в сам проект, а 40 000 0000 рублей в закупку специально обустроенных машин. Это намного больше, чем в любом другом магазине.
Ретейлер собирается открыть еще 3 dark store в других районах Петербурга. Ассортимент продукции пока небольшой, но через год планируется, что увеличится в 2 раза.
За две недели работы интернет-магазин доставил около 500 заказов. Это еще далеко от показателей, которые заявляла компания. Однако, средний чек заказа намного больше чем в обычном супермаркете.
Мстислав Воскресенский, управляющий партнер компании «Директ-фуд», специализирующейся на консалтинге в сфере продуктового онлайн-ретейла, уверен, что проект будет успешен. Жители Москвы и Санкт-Петербурга будут покупать продукты через интернет.
Но бытует и мнение, что покупатели не доверяют онлайн-продажам еды. Это основывается на том, что клиенты боятся доставки не того продукта.
Вероятно, поэтому другие сети еще не готовы реализовывать интернет-продажи.
Но в dark store точность доставки будет составлять 99,5%. Сервис компании обещает, что продукция будет намного свежее, чем в обычных магазинах, если ее срок годности истечет на половину, ее доставлять не будут. К тому же, на любом этапе можно будет отказаться от заказа или его части.
По мнению экспертов, компании потребуется более 10 лет, чтобы окупить проект. Специалисты уверены, что сумма среднего чека, который называет компания, завышена. У компании dark store – только один, а значит, затраты на логистику будут большими.
