В Санкт-Петербурге торговые ряды, рынки и буяны стали первыми заведениями торговли, появившимися в городе. В 18 веке продовольственные лавки и жилые дома строились отдельно. Только иногда какой-нибудь купец мог обустроить над своей лавкой квартиру. Когда стали появляться доходные дома и появилась идея обустраивать их первые этажи под торговые помещения.
Магазины на первых этаж были отличительной чертой Санкт-Петербурга, ведь в других городах такое их размещение появилось намного позже. Наличие этих магазинов сформировало и архитектуру города. Первые этажи зданий преобразовывали под торговые площади: увеличивали, сооружали добавочные выходы, ставили витринные окна. Поэтому сейчас мы наблюдаем в городе магазины, офисы, кафе на первых этажах многоэтажных домов.
Позже в проектах зданий сразу же закладывали планировку под магазины и лавки. Впервые подобные здания стали появляться в 1830-х годах.
В начале 19 века Санкт-Петербург захватили мелочные лавки, причем из-за дороговизны аренды они часто находились во дворах или подвалах. Такие лавки признаны исключительно петербургским явлением. В них продавались всевозможные товары. Товары заполняли всю площадь помещения, из-за чего внутри было тесно. О том, что пришел посетитель, свидетельствовал колокольчик, висящий на двери. Товар был расставлен буквой П, чтобы его можно было выбрать, сам хозяин обслуживал клиентов.
Жители Санкт-Петербурга закупались обычно в таких лавках, по той причине, что можно было приобрести разнообразный товар в одном месте. Эти мелочные лавки – прообраз современных супермаркетов.
Порой при лавках имелись свои пекарни, и покупатели могли вечером приобретать хлеб дешевле.
В тех лавках необычными были меры веса. Тогда взвешивали фунтами, для оптовой торговли использовали пуды. Единицей объема жидкости было ведро.
В лавках работали преимущественно выходцы из Ярославля. Они не покидали ее с утра до вечера, даже в праздники занимались торговлей. В книге «Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка» Льва Лурье описывалось, что мальчиков приучали к торговле с ранних лет. Сначала их отдавали в торговые заведения для обучения, после обучения в сельской школе. Непременным условием для продаж была грамотность. Сначала они были мальчиками на побегушках, потом становились подручными, а затем могли стать приказчиками или открыть собственное дело. Хозяин обеспечивал персонал едой и жильем. Лавки начинали свой рабочий день с половины седьмого утра, заканчивали после десяти.
В магазинах время от времени собирались клубы, где покупатели обменивались между собой новостями и сплетнями. Хозяин слушая, мог почерпнуть для себя важные сведения и, таким образом, оказывался в курсе всех событий. К тому же, воспользовавшись тем, что покупатели отвлекались, хозяин их обвешивал. Для дам имелся особый прием: возле весов устанавливалось зеркало, женщины нередко засматривались на себя, и хозяин пользовался этим.
В наше время первые этажи доходных домов все так же остаются с магазинами, да и здания строятся с расчетом на коммерческое помещение.
Многие петербуржцы все так же любят покупать такие помещения, вкладываясь в аренду. Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управлениями активами и инвестициями NAI Becar говорит, что такой интерес связан со снижением доходности альтернативных форматов инвестирования. Как отмечает генеральный директор Центра продажи бизнеса Егор Падалкин, сейчас очень выгодно инвестировать апарт-отели и торговую недвижимость. Это приносит неплохой пассивный доход, причем инвесторам ничего не приходится делать.
Основной задачей и сложностью для собственников небольших торговых помещений является поиск арендаторов. Но строительные компании подтверждают, что коммерческая недвижимость первых этажей ЖК никогда не остается надолго «неинтересной». По данным застройщиков самый популярный метраж – это 100-150 кв.м, которые идеально подходят для магазинов, фитнес-студий, детских образовательных учреждений. И даже самые небольшие помещения быстро «разбираются» под офисы, салоны красоты.
