Автобизнес начал процветать с 1990-х. Тогда компании сами поставляли автомобили. Дилерские сети начали активно развиваться в 2000-е, после того, как открылись официальные представители зарубежных производителей.
Продажа автомашин «Жигули» в Ленинграде началась в 1976 году. Сервисным обслуживание этой марки занимался САЦ «АвтоВАЗтехобслуживание», но весной 1991 года организацию преобразовали в АО «Питер-Лада».
Значительное число зарубежного транспорта начало поступать из Прибалтики и Европы в 90-е годы. После автомобили перепродавали на комиссионных площадках.
Исполнительный директор «Ауди Центр Петроградский» Валерий Бронский рассказывает, что для того времени это было тогда чем-то новым: возможность прикупить иностранную машину и зажить как на Западе.
Впервые дилерские центры, продающие иномарки, начали открываться в 1992 году. Первым официальным дилером автопроизводителя Ford Motor Company стала компания Санкт-Петербурга «ТДВ–Авто». Примерно в это же время появилась другая организация - «Мега–Авто», продававшая машины с пробегом и «Жигули».
Самый первый автомобильный центр «Евросиб-Авто» был построен с автомойкой и современной СТО со стапелем. В организации вспоминают, что тогда это было так необыкновенно, что съезжались горожане со всех окрестностей, чтобы посмотреть на это «чудо».
В «Евросибе» помнят, что в то время не было дефицита иностранных машин, а с ним спроса и конкуренции. Тогда не существовали кредитные компании, все расчеты осуществлялись наличными средствами, кассиры получали и считали денежные средства вручную.
Сначала дилеры сами организовывали поставки автомобилей в Россию. Они работали только после того, как получали полную предоплату, а затем перевозили машины через таможню. Было очень сложно, но они зарабатывали неплохую импортерскую маржу, покрывающую все риски.
В 2000-х стал активно развиваться институт импортеров. Было открыто много представительств в России, появились франшизы.
После авторынок приобрел современный вид. Появились страховые организации, покупатели смогли брать кредит. В «Евросибе» отмечают, что за самыми популярными автомобилями клиенты выстраивались в очередь, порой им приходилось ждать около года. Такая ситуация существовала до 2018 года.
Считается, что период с 2001 по 2008 год был золотом порой для дилерских компаний. Любая точка приносила большой доход, рынок принимал практически все. После кризиса в 2008 году дилерам пришлось пережить сложный период. Компании были финансово неустойчивы. Рентабельность бизнеса упала.
Как отмечают специалисты, сегодня автомобильный бизнес зарабатывает в основном на предоставлении сопутствующих услуг, кредитных и страховых продуктов.
